Основная информация
Хошана Раба – последний день, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений». Он назван так потому, что в этот день читают несколько Хошанот, возносят ветки аравы, также называемые Хошанот, и обходят свиток Торы, лежащий на возвышении в центре синагоги, семь раз, а не один.
Хотя Тора никак не выделяет Хошана Раба из числа дней хол гамозд, издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер.
Принято бодрствовать всю ночь перед Хошана Раба, читать Тикун (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года) и учить Книгу Дварим. В эту ночь завершают чтение Книги Теилим (Псалмов). Многие богобоязненные люди на рассвете окунаются в микву.
В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в Йом Кипур.
В Хошана Раба на небесах «закрываются» все личные дела, начатые в Рош Хашана. Когда в Рош Хашана и Йом Кипур все живые существа предстают перед Судом, их дела рассматриваются каждое отдельно. В Суккот всевышний судит весь мир сразу, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай.
В седьмой день праздника Хошана Раба окончательный приговор скрепляется печатью. А поскольку жизнь человека зависит от обилия воды больше, чем от чего бы то ни было другого, Хошана Раба отчасти напоминает Йом Кипур. Как и в Йом Кипур, в этот день особенно важны раскаяние и молитва. Различные судебные процедуры продолжаются вплоть до Хошана Раба и завершаются лишь утром в Шмини Ацерет. Поэтому раскаяние, молитвы и добрые дела, совершаемые в Хошана Раба, могут спасти человека. И хотя, иной раз, суровый приговор уже подписан, его уничтожают на Небесах и в последний момент выносят оправдательное решение.
В Хошана Раба сыны Израиля забывают обо всех своих заслугах, не прибегают даже к заслугам праотцев и просят Всевышнего даровать жизнь и спасение им и всему миру за одну только молитву.
Молитвы, которые произносятся в Хошана Раба, во время семикратного обхода вокруг свитка Торы, соответствуют семи качествам Всевышнего, перечисленным Давидом, когда весь народ пожертвовал самое ценное из своего достояния на строительство Иерусалимского Храма.
В Хошана Раба – принято незадолго до захода солнца войти в сукку и съесть там что-нибудь, не устраивая настоящую трапезу. Это делается для того, чтобы последний раз в этом году исполнить заповедь «В сукках живите».